Недвижимость за рубежом
Статьи

«Рынок пора доставать из морозилки!»: президент aiGroup рассказывает о продажах зарубежной недвижимости в кризис

37 просмотров · Обновлено

Компания aiGroup с 2003 года проводит в России выставки, посвященные зарубежной недвижимости. Нынешняя кризисная весна не стала исключением, хотя проблемы в российской экономике вынудили компанию Кима Ваддупа (Kim Waddoup) скорректировать планы. Мы встретились с главой aiGroup в первые минуты работы организованной его компанией Московской международной выставки недвижимости в ТВК «Тишинка», чтобы узнать, как его компания и рынок зарубежной недвижимости в целом переживают нынешние непростые времена.

Kim Waddoup

— В конце 2014 года ваша компания сообщала, что несмотря на экономический спад в России, aiGroup наблюдает всплеск приобретений россиянами зарубежной недвижимости. Что происходит на рынке сейчас?

— В конце прошлого года всё казалось мрачным и безнадежным, наступал кризис. Но несмотря на это, мы видели, что покупатели недвижимости есть и они быстро заключают сделки. Сегодня уже понятно, что рынок просел — никаких сомнений в этом нет. Однако люди продолжают покупать заграничную недвижимость. К сожалению, у нас пока нет цифр, и мы не можем точно сказать, сколько тратят такие покупатели. По моим собственным подсчетам, объем рынка сократился примерно на 50%. Тем не менее с начала этого года, несмотря на множество трудностей, включая падение рубля, ситуация улучшается. Весна все-таки наступает. Знаете, когда приходит весна, город меняется — он превращается из серого и унылого в красивый и веселый. То же самое происходит и на рынке. Более того, в последние три-четыре недели ситуация в политике и экономике стабилизировалась: не было новых неприятностей, пресса стала снисходительнее относиться к России, новости стали позитивнее. Все это помогает бизнесу.

— А как компания AiGroup переживает трудности?

— Как я сказал, мы в минусе процентов на пятьдесят, что ощутимо для компании – организатора выставок, так как наш бюджет весьма ограничен. Поэтому мы решили объединить несколько мероприятий в одно, чтобы оно стало по-настоящему успешным. Мы отменили выставку в Санкт-Петербурге, потому что местный рынок не в лучшей форме, а мы не хотим тратить понапрасну время и деньги. Нам пришлось понервничать и попотеть в последние месяцы, но теперь я чувствую, что на рынке появилась надежда. Мы открылись всего несколько минут назад, а выставка уже движется полным ходом. Посмотрите, сколько посетителей! У наших конкурентов едва ли столько наберется за три дня работы!

Как только в прошлом году начался спад, мы обратились к опыту кризисного управления, который накопили в прошлом, когда в российской экономике наступали трудности (а я работаю в России с 1992 года и многое повидал). На сегодняшний день никто из моих сотрудников не уволен, зарплаты не урезаны, мы продолжаем работать. Наша компания эффективна, поэтому мы выкарабкаемся. У нас хорошая репутация и нет долгов — это наши главные преимущества. Да, у нас больше нет очереди из желающих принять участие в выставках, но, как видите, в зале нет пустых стендов — все места проданы и в первом, и во втором павильоне.

— Помимо снижения количества продаж, какие ещё тенденции вы видите на рынке? Какие есть новости в этом сезоне?

— Не думаю, что на данный момент можно выделить какую-то главную тенденцию. В самый разгар кризиса, когда ситуация становилось хуже с каждым днем, существовал огромный спрос на программы получения разрешений на работу или гражданства в обмен на инвестиции в отдельных странах. Этим интересуются и сейчас, но вряд ли можно сказать, что это явно выраженная тенденция.

Из новостей отмечу, что к нам вернулись компании из Дубая — девелоперы оттуда не появлялись на наших выставках с 2008 года, а теперь они снова с нами.

Еще у меня есть ощущение, что на рынке существует отложенный спрос на недвижимость за рубежом: есть немало людей, которые еще полгода или год назад собирались приобрести жилье за границей, а когда начался кризис и шумиха в прессе, они сказали: «Пожалуй, мы подождем». Все, с кем я говорил прошлой осенью, утверждали: рынок заморожен, но он обязательно вернется в норму — рано или поздно. Тут как с сосисками: вот вы их положили в морозилку, а потом решили приготовить и съесть – нет проблем, надо только разморозить. Сегодня наступает тот момент, когда рынок пора доставать из морозилки. На этой выставке представлено около 150 компаний при том, что наш рекорд в последние годы был 212 компаний. Да, сокращение налицо, но оно не катастрофическое.

— Вы занимаетесь этим бизнесом в России уже более десяти лет. Расскажите о самых трудных и самых интересных моментах в эти годы?

— 2008 год был очень интересным, потому что это был не российский, а мировой кризис, который стал влиять на Россию. Тогда все отмечали, что проблема кроется в долгах Европы и Америки. Россия и люди, которые здесь работают, не задолжали так много. Именно в тот момент, когда международные выставки недвижимости в Великобритании, Германии, Скандинавии боролись за выживание и зачастую проигрывали, наш бизнес рос, а русские продолжали покупать! Тогда мы быстро восстановили потерянные позиции.

— Российский рынок зарубежной недвижимости с 2003 года изменился. Изменились ли вслед за ним цели и методы вашего бизнеса?

— Тогда, в 2003 году, все наши усилия были направлены на сектор элитной недвижимости и мы искали покупателей с очень большими деньгами. По-моему, в 2003 еще не было ни одного сайта о недвижимости, и я помню, что у нас была тогда одна отличная идея: мы дали билеты на выставку команде студентов и отправили их на Садовое кольцо — там они оставляли билеты под дворниками автомобилей. Но не всех подряд, а только иномарок. В те годы только один из пяти автомобилей в Москве был иностранного производства.

Сегодня у нас есть «Яндекс» и другие онлайн-инструменты. Кстати, мы быстро поняли, что «Яндекс» станет нашим главным партнером. Мы работали и с Google, но сотрудничество с «Яндексом» оказалось намного более эффективным. Теперь появились специализированные порталы, как ваш, в частности, которые дают нам дополнительный приток клиентов. Не изменилась наша главная цель: мы хотим видеть среди наших посетителей только тех, кто действительно хочет купить недвижимость. Мы не хотим, чтобы к нам между делом заглядывали люди, которые пришли в супермаркет по соседству, поэтому мы не раздаём билеты всем подряд, у нас тут нет соблазнительно одетых девушек, бесплатных напитков и шариков. Каждый, кто к нам приходит, видел рекламу, предварительно зарегистрировался на сайте или нашел листовку в магазине.

— Как изменился российский рынок зарубежной недвижимости с 2003 года? Вы организуете специальное мероприятие, посвященное недвижимости в Болгарии,— выставку «Болгарский Дом». Означает ли это, что Болгария по-прежнему является самой популярным направлением у российских покупателей?

— Российский рынок в 2003 году был привлекателен тем, что был очень специфичным и узким. В первое время к нам приходили люди, которых интересовала недвижимость стоимостью от 1 млн евро. На наших первых выставках болгарская недвижимость даже не была представлена. Затем русские стали приобретать значительно больше объектов недвижимости за рубежом, а средняя стоимость каждой продажи стала снижаться, то есть рынок рос не только вверх, но и вниз. Российский средний класс заявил о себе в последние десять лет. Сегодня не часто встретишь на улице «Жигули» — люди стали жить лучше, у них появились деньги. Тут-то Болгария и заинтересовала российских покупателей — она стала идеальным вариантом для россиян из среднего класса благодаря своей географической, культурной, языковой близости. А недвижимость здесь стоит 50–70 тыс. евро. Вместе с тем, я должен признать, что болгары много сделали для того, чтобы привлечь россиян на свой рынок.

Есть и еще одна штука: каждый раз, когда в России наступает зима, люди задаются вопросом: «Почему мы здесь живем?». Многие люди моего возраста спрашивают себя: «Где я буду жить, когда выйду на пенсию?» И отвечают сами себе: «Я не хочу все лето ковыряться на грядках. Не хочу махать лопатой пять месяцев в году, убирая снег. Поэтому на пенсии я буду жить где-нибудь в другом месте». При такой логике Болгария стала очевидным решением.

Сегодня мы наблюдаем снижение активности на болгарском направлении, потому что рынок подошел к точке насыщения — он просто не может больше расти на 10–15% в год. И в то же время мы видим, что число компаний из Болгарии все еще увеличивается, хотя объем продаж не растет.

— Какие еще страны пользуются популярностью у россиян? Какая недвижимость и регионы стали больше привлекать россиян?

— Сохраняют популярность Турция, Испания, Черногория. Гораздо больше людей теперь ищут объекты недвижимости для инвестирования и покупают не дом или квартиру, а, скажем, гостиницу или какой-нибудь другой бизнес. Это становится очень заметно в последнее время. В ситуации неопределенности, сопровождающей кризис, покупатели не хотят быть пешками в играх политиков. Поэтому если Запад хочет наказать Россию экономически, люди будут защищать свои сбережения, приобретая бизнес, скажем, в Германии или Австрии. Кризис выгоден нашей индустрии, так как мы можем больше предложить клиентам.

— Какие у вас планы на ближайшие годы?

— Компенсировать потери. О росте мы пока не думаем. Мы будем очень внимательно слушать наших участников, чтобы понять, чего они хотят и что мы можем улучшить. Я не ожидаю каких-то резких изменений и полагаю, что нам понадобится по меньшей мере год, чтобы восстановиться. Возможно, к осени мы вернём некоторые из наших выставок. Пока же мы наблюдаем, ищем новые идеи. Любой кризис заставляет задуматься о диверсификации: возможно, мы займемся другими проектам не из сферы недвижимости.

— Чтобы вы посоветовали инвестору, задумавшему вложить деньги в Россию?

— Из каждого кризиса Россия выходит окрепшей. Инвестировать в Россию непросто. Я сделал здесь несколько инвестиций, и ни одна из них не стала успешной — пока. Если вы собираетесь вкладывать деньги в Россию, убедитесь, что у вас хорошие советники, партнеры и юристы. Здесь другой мир, и вам понадобятся люди, которые действительно понимают, как и что здесь работает. В то же время, здесь появляются новые возможности. Благодаря санкциям, русские осознали: «Нам не нужен французский сыр, мы можем производить свой собственный. Наши продукты достойные, и мы в состоянии производить их больше». Вот где инвестор должен увидеть потенциал.

Артём Милованов, Tranio.com

Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Марина Филичкина
    Марина Филичкина
    Руководитель отдела продаж Tranio Таиланд, Европа
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка