Недвижимость за рубежом
Статьи

Плейсмейкинг

2 072 просмотра · Обновлено

Плейсмейкинг (placemaking, от английского «place» — «место») — это концепция и разносторонний подход к обустройству мест общественного пользования, облагораживанию и снабжению их достопримечательностями и брендами, а также подход к управлению, дизайну и смене имиджа этих мест.

Основная идея плейсмейкинга заключается в том, что если усилия общества будут направлены на улучшение общественных пространств, то это сразу же повысит качество жизни всех членов общества. Концепция подразумевает, что общественные пространства города принадлежат его жителям — если не юридически, то, по крайней мере, психологически.

Плейсмейкинг в Амстердаме

Некоторые города в ходе плейсмейкинга создают собственные бренды

Плейсмейкинг охватывает многие страны мира, но наибольшую популярность эта концепция приобрела в США и Европе.

История

Концепция плейсмейкинга уходит корнями в 1960-е годы. В то время у Уильяма Уайта, писателя, футуриста и урбаниста-стратега, и Джейн Джекобс, активистки, теоретика городского планирования и одной из основоположниц движения нового урбанизма, появилась идея обустройства городов таким образом, чтобы они были удобны не только для автомобилей и торговых центров, но и для людей. Их деятельность концентрировалась на том, чтобы популяризировать важность оживленных районов и комфортность мест общественного пользования.

Термин «плейсмейкинг» появился в 1970-х годах в среде ландшафтных архитекторов и градостроителей. Это понятие обозначало процесс создания площадей, парков, улиц и набережных, которые бы привлекали людей своей интересностью и удобством.

Плейсмейкинг

Проведение уличных фестивалей и праздников — тоже часть плейсмейкинга

В 1975 году Уильям Уайт и его ученик Фред Кент основали в США неправительственную организацию Project for Public Spaces (PPS), которая и по сей день пропагандирует обустройство мест общественного пользования. В частности, организация занималась облагораживанием Таймс-сквер в Нью-Йорке, Марсова поля в Детройте, Хеймаркета в Бостоне и других мест.

Общественное место

К общественным местам относятся парки, площади, набережные — то есть места, открытые и доступные для всех.

Как сказано в «Хартии общественного пространства», принятой в 2014 году ООН-Хабитат (Программой ООН по населенным пунктам), «общественные места — это ключевой элемент благосостояния индивида и общества, места коллективной жизни сообщества, выражение разнообразия совместного природного и культурного богатства и основ идентичности». Именно на это определение общественных мест опирается концепция плейсмейкинга.

Плейсмейкинг и места отдыха на улице

На одной из улиц Чикаго оборудовано место для отдыха горожан

Основные характеристики идеального общественного места:

  • открытость (большое количество женщин, детей и пожилых людей, социальные связи, добровольческие инициативы, вечернее использование, оживленная уличная жизнь);
  • разнообразие видов использования (местный бизнес, землепользование, розничные продажи, сдача в аренду);
  • комфорт (гигиеничность, сохранность застройки, хорошая экология, низкая преступность);
  • доступность (наличие парковки, общественного транспорта, пешеходных дорожек).

Принципы плейсмейкинга

Компания PPS разработала 11 принципов плейсмейкинга:

  1. Исходить из нужд пользователей. Видение того, каким должно стать общественное место. Такие места принадлежат людям, которые ими пользуются. Именно они лучше всего понимают, какие нужны преобразования. При этом нужно ориентироваться на широкий круг пользователей. Обустройство общественного места направлено на удовлетворение потребностей не одной, а нескольких групп населения.
  2. Создавать место, а не дизайн места.
  3. Налаживать партнерство с частными инвесторами. Финансирование проектов по обустройству общественных мест производится из нескольких источников: из бюджета местного муниципалитета, из аренды близлежащих кафе и ресторанов, из доходов от праздников и пожертвований, а также из карманов частных инвесторов. Последние играют большу́ю роль.
  4. Наблюдать за тем, как люди используют общественные места и в чем нуждаются.
  5. Иметь представление о том, как должно выглядеть общественное место, и создавать его имидж.
  6. Начинать с малого. Для начала работы над облагораживанием общественного места достаточно малого: цветов, скамеек, кафе на открытом воздухе, дорожек.
  7. Предоставлять группы связанных услуг. Пример: только одна остановка общественного транспорта приносит меньше пользы, чем остановка в сочетании с урной и киоском. В плейсмейкинге важно сделать общественное место таким, чтобы оно побуждало к общению людей, не знакомых между собой.
  8. Уметь обходить преграды и находить нужные решения.
  9. Понимать, что содержание важнее формы.
  10. Понимать, что деньги — не проблема. Расходы на облагораживание мест общественного пользования не так велики, как последующая выгода.
  11. Осознавать, что процесс плейсмейкинга бесконечен. Обустройство общественного места не прекращается, поэтому важно организовать грамотное управление.
Плейсмейкинг и достопримечательности

Преобразование района может начаться с появления небольшой, но интересной достопримечательности

Плюсы плейсмейкинга

Облагораживание мест общественного пользования имеет много плюсов, среди которых:

  • рост цен на коммерческую и жилую недвижимость в округе (в некоторых случаях офисы дорожают до 5–8%, жилье — до 700 – 3 000 долл.);
  • экономический рост (обустроенные общественные пространства становятся катализаторами частных инвестиций и привлекают предпринимателей);
  • улучшение экологии (плейсмейкинг делает город более удобным для пешеходов и велосипедистов, в результате чего меньше людей пользуются автомобилями, и, как следствие, меньше загрязняется воздух).
Плейсмейкинг

Облагороженные общественные места привлекают больше отдыхающих и, как следствие, больше владельцев бизнеса

Рассказывает Георгий Качмазов, руководитель .com: «Один раз наш клиент хотел снять помещение в Баден-Бадене на одной из центральных улиц. Когда мы нашли один подходящий объект, то оказалось, что арендатору нужно предоставить проект бизнеса на рассмотрение владельцу. Дело обстояло так, что у владельца уже было несколько предложений от потенциальных арендаторов, из которых он выбирал наиболее интересный бизнес. Такая разборчивость объяснялась с тем, что собственник помещения был одновременно собственником большинства других помещений на этой улице. Размышляя о том, кому отдать свое помещение, он думает не только о том, кто больше заплатит, но о том, кто сделает его улицу более прекрасной по сравнению с улицей конкурента. Такой системный подход определяет стратегическое конкурентное преимущество его недвижимости. Это не только прихоть, но и вполне рациональное и прагматичное ведение своего бизнеса. Горизонт планирования при принятии решений в Европе несравнимо больше, чем в России. Когда владельцы городской земли инвестируют в развитие своей территории, то думают о последствиях вложения, которые отразятся на их внуках так же, как и их деды думали о своих потомках».

Примеры плейсмейкинга

Великобритания

В Лондоне земля во многих районах принадлежит старым аристократическим семьям — Кадоганам, Гровенорам, Портманам и другим. Землей распоряжаются компании, принадлежащие этим семьям. И плейсмейкингом тоже, соответственно, нередко занимаются эти компании. Так, в ближайшие пять лет компания Portman, управляющая недвижимостью Портманов, планирует потратить на реставрацию своих владений 150 млн фунтов стерлингов, De Walden Уолденских Говардов инвестирует 200 млн, Cadogan Estate Кадоганов только на обустройство Слоун-стрит потратит 25 млн.

Плейсмейкинг на Трафальгарской площади

Трафальгарская площадь в Лондоне

De Walden планирует плейсмейкинг Харли-стрит и окрестностей: структура собирается развить медицинский туризм, для чего будет меняться имидж места. Оно должно ассоциироваться не с пластическими хирургами, которые в небольшом количестве сейчас здесь практикуют, а с серьезными, профессиональными и крупными клиниками.

Одна из идей плейсмейкинга — сделать город более удобным для людей, а не для машин. Например, в Лондоне одна сторона Трафальгарской площади была отдана пешеходам. В результате, площадь стала еще более популярным центром стечения туристов и вечерней жизни.

США

Плейсмейкинг — это не обязательно что-то грандиозное, требующее многомиллионных вложений.

Например, в Нью-Йорке понимают, что для создания уютного общественного места достаточно самого малого. Так, Брайант-парк, расположенный рядом с библиотекой, оборудовали стульями, чтобы в солнечную погоду люди могли выходить из здания и читать книги на свежем воздухе, разговаривать и общаться. В близлежащих киосках можно купить кофе и булочки. Рядом также находится шахматный клуб, где можно арендовать шахматы и играть в них в парке. При этом хорошо всем — и владельцам киосков, и библиотеке, и шахматному клубу, и людям, которые здесь отдыхают.

Плейсмейкинг в Брайант-парке

Брайант-парк на Манхэттене

Похожие примеры можно найти и в других американских городах. Например, на одной из улиц Бостона, рядом с выставочным центром, оборудовали игровую площадку для взрослых. Люди приходят сюда встречаться, беседовать, слушать музыку и качаться на качелях, как в детстве.

Франция

В последние годы Париж был значительно облагорожен для удобства пешеходов и велосипедистов. Уже сейчас менее половины парижский семей владеют автомобилями, и даже, те, у кого есть машины, пользуются ими гораздо реже, чем жители других городов.

Городское пространство постоянно продолжает преобразовываться для удобства людей. Например, часть площади Республики была отдана в распоряжение пешеходов. Власти вдохновились идеей аналогичного переустройства Трафальгарской площади в Лондоне.

Плейсмейкинг в Париже

Многие места в Париже оборудованы стоянками Vélib

С 2002 года был изменен дизайн многих улиц: на дорогах были выделены отдельные полосы для автобусов, были созданы более 600 км велосипедных дорожек. Каждое лето берега Сены закрываются для автомобилей. Около 5 тыс. тонн песка были завезены, чтобы обустроить пляжи с зонтиками посреди города. В 2007 году была введена программа аренды велосипедов Vélib, которая сегодня насчитывает четверть миллиона подписчиков; каждый день в ее рамках совершается примерно 100 тыс. поездок.

Власти также высказывали идеи о введении аналогичной Vélib программы аренды скутеров, о редизайне площадей Нации, Монпарнас, Бастилии, Данфер-Рошро и окрестностей Пантеона в соответствии с нуждами пешеходов.

Россия

Плейсмейкинг охватывает не только Европу и США, но и крупные города России. В частности, в Москве в 2014 году претерпели большие преобразования улицы Пятницкая, Покровка и Маросейка. Улицы были реконструированы, тротуары расширены, фасады отремонтированы.

«Была существенно увеличена пешеходная зона, сделаны велодорожки, заменены уличные фонари, установлены красивые скамейки, переделаны фасады домов и вывески, убраны все палатки,— рассказывает Георгий Качмазов.— Место преобразилось, и поведение людей в нем поменялось. Раньше там нечего было делать, а сейчас люди просто гуляют и проводят время, потому что там приятно и хорошо. На Дмитровке поменялась не только сама улица, но и прилегающие к ней Камергерский переулок и Кузнецкий мост стали пешеходными. Получился небольшой пешеходный квартал».

Улица Пятницкая в Москве

Улица Пятницкая в Москве

Еще один пример плейсмейкинга в Москве — преобразование ЦПКиО им. Горького. «Изменения значительные, и проводятся они каждый год. Парк всё время модернизируется и собирает сейчас значительную бо́льшую аудиторию, нежели это было несколько лет назад. Плюс — пешеходная зона, организованная вдоль Москвы-реки, от памятника Петру I, через парк Музеон, парк Горького и Нескучный сад»,— говорит Олег Дзензеря, менеджер по работе с партнерами .com.

Юлия Кожевникова, Tranio.com

Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Марина Филичкина
    Марина Филичкина
    Руководитель отдела продаж Tranio Таиланд, Европа
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка