Недвижимость за рубежом
Статьи

Китай — ключевой игрок мирового строительного рынка

197 просмотров · Обновлено

Не так давно подрядчики из Японии были главными конкурентами западных строительных компаний. Сейчас ведущую роль на мировом рыке играют китайские фирмы, в 2012 году они заняли первые три строчки в десятке крупнейших строительных фирм мира по версии журнала International Construction.

Самые ранние завоевания иностранных рынков для Китая начались в Африке со строительство железнодорожных путей для доставки полезных ископаемых от южных границ Сахары в портовые города. Сейчас сфера деятельности компаний из Поднебесной значительно шире.

Так, самая крупная в мире Китайская государственная строительная корпорация (CSCEC) занимается ремонтом моста Alexander Hamilton в Нью-Йорке, участвует в возведении высотного здания в Москве, реализует проект крупного курорта на Багамских островах. Вторая по величине компания — Китайская корпорация железнодорожного строительства (CRCC) — прокладывает новую систему метро в Мекке.

Все крупнейшие строительные компании КНР контролируются государством и финансируются национальными банками, а также за счёт размещения акций на биржах Гонконга и Шанхая. Несмотря на то, что на внутреннем рынке достаточно заказов, китайские подрядчики стремятся больше работать за рубежом.

Так, на строительство электростанции в Намибии были поданы заявки от 47 компаний, в окончательный список попали 13 фирм, из них 8 китайские. Остальные претенденты были из Японии, Южной Кореи, Испании и Италии.

Несмотря на хорошую репутацию и умение завершать проекты в указанные сроки, строительные компании Поднебесной сталкиваются с рядом проблем при выходе на иностранные рынки. В развитых странах при реализации проектов велик риск превысить расчётную стоимость. В этом вопросе у китайцев пока мало опыта. Кроме того, преимущество дешёвой силы сводится на нет в тех странах, куда нельзя привести много рабочих.

Если китайцы хотят усилить своё присутствие на мировом рынке, им следует поучиться на удачном опыте западных коллег и ошибках японцев. Последние покинули мировую арену отчасти из-за своего нежелания расти за счёт поглощений, тогда как крупнейшие европейские компании были и остаются активными покупателями стороннего опыта и мощностей.

Так, французский гигант Vinci поглотил несколько строительных фирм в Канаде, Индии, Турции и Новой Зеландии. В рамках последних сделок были приобретены британские Taylor Woodrow и Norwest Holst. Кроме того, Vinci покупает компании, предоставляющие консалтинговые услуги в области электротехники или механики грунтов, а главное знакомые со спецификой местных рынков.

Многие западные застройщики занимаются содержанием и техническим обслуживанием возведённых ими объектов. Во Франции Vinci следит за состоянием мостов, туннелей, аэропортов и стадионов. В июле 2012 одна из китайских компаний подписала соглашение о строительстве и дальнейшем обслуживании (в течение 50 лет) шоссе на Ямайке.

Строительные компании с самым высоким доходом в 2012, млрд долл. по данным журнала International Construction

Рейтинг Название Страна Доход
1 China State Construction & Engineering Китай 72,6
2 China Railway Construction Китай 68,8
3 China Railway Engineering Китай 68,4
4 Vinci Франция 52,4
5 China Communication Construction Китай 45,5
6 ACS Испания 39,7
7 China Metallurgical Group Китай 34,4
8 Bouygues Франция 34,4
9 Bechtel США 32,9
10 Hochtief Германия 32,4

Мегастройки в Китае

В XXI веке в КНР возвели ряд масштабных сооружений, среди которых самые длинные в мире железнодорожные и автомобильные мосты, высотные здания и торговые центы. Сейчас на стадии реализации находится комплекс смешанного назначения Galaxy SOHO в Пекине. А в 2013 в городе Чанша может появиться самый высокий в мире небоскрёб Sky City.

Шедевром инженерной мысли стало здание Национального оперного театра в Пекине, построенное в декабре 2007. Оно представляет собой эллипсоидный купол из стекла и титана, окружённый водами искусственного озера. В театре площадью 200 тыс. м² есть три концертных зала, способные вместить 6 500 зрителей. Войти в купол можно по тоннелю, проложенному под озером.

Строительство объекта стало настоящим испытанием для инженеров. Согласно градостроительным нормам Пекина, здание не должно быть выше 46 м, поэтому фундамент пришлось закладывать на глубине 32 м. Однако на месте строительства протекала подземная река. Чтобы не допустить проседания грунта под театром, его основание было усилено бетонной оправой толщиной 1 м. Сейсмоактивность и сильные ветра, характерные для Китая, сделали невозможным применение стандартных методов проектирования. Инженерам пришлось прибегнуть к технологиям мостостроения, которые позволяют повысить адаптивность и пластичность несущих конструкций.

В 2010 в Восточном Китае был построен Даньян-Куньшаньский виадук, самый длинный мост в мире. Его протяжённость 164,8 тыс. метров, из которых 9 тыс. проложены над поверхностью озера Янчэн и других водоёмов. Виадук является частью Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги, в состав которой также входит Тяньцзинский виадук, занявший второе место в мире по протяжённости — 113,7 тыс. метров.

В 2011 через залив Ханчжоу в дельте реки Янцзы был построен автомобильный мост длиной 36 км, соединивший один из крупнейших китайских портов Нимбо с густонаселённым мегаполисом Шанхай. Раньше путь по суше из одного города в другой занимал четыре часа, теперь вдвое меньше. Сложность проекта заключалась в преодолении ряда природных факторов, основным из которых стал «Серебряный дракон». Так местные жители окрестили ежегодный морской прилив, оборачивающий вспять течение Янцзы. Волны высотой до 7 м и скорость течения до 30 км/ч могут быть губительными для конструкции. После ряда гидрологических исследований было решено построить мост с изгибами, которые позволили бы равномерно распределить нагрузку водной массы на опоры. Инженеры уверяют, что сооружение прослужит не менее 100 лет, после чего его можно будет реконструировать.

Сейчас в Пекине строится комплекс Galaxy SOHO из четырёх зданий различного назначения, соединённых надземными переходами и мостами. Общая площадь объектов составит 330 тыс. м². Преимущественно в них будут располагаться офисные и торговые помещения, а также зоны отдыха, включающие рестораны, бары, кафе и другое. Необычность проекта заключается в его дизайне: Galaxy SOHO скорее напоминает инопланетное поселение, нежели торгово-офисный центр.

Максим Любимов, Tranio.Ru

Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Марина Филичкина
    Марина Филичкина
    Руководитель отдела продаж Tranio Таиланд, Европа
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка